Перспективы развития
Реализация масштабной программы реконструкции и стратегического развития аэропортового комплекса Внуково началась с конца 2003 года.
Перспективная Программа нацелена на превращение аэропортового комплекса Внуково в конкурентоспособный авиатранспортный центр международного значения с максимально комфортной системой обслуживания пассажиров и авиакомпаний.
Программа предусматривает:
- развитие аэродромного комплекса, включая удлинение на 500 м ВПП-1, реконструкцию существующих и строительство новых рулежных дорожек, расширение перронов, оснащение комплекса оборудованием отвечающим IIIa категории ICAO;
- развитие и реконструкцию комплекса по обслуживанию рейсов правительственных и официальных делегаций;
- реконструкцию почтово-грузового комплекса;
- строительство нового командно-диспетчерского пункта и оснащение его новейшим оборудованием;
- строительство многоуровневых паркингов;
- возведение современного гостиничного комплекса;
- создание центра технического обслуживания и ремонта самолетов;
- строительство комплекса деловой авиации, ангаров для хранения и обслуживания самолетов бизнес-авиации;
- развитие новых транспортных систем, обеспечивающих связи аэропорта с Москвой за счет подведения к аэропортовому комплексу скоростной транспортной системы;
- Узловым проектом программы развития аэропортового комплекса является строительство нового пассажирского терминала A с посадочной галерей. Первый пусковой комплекс первой очереди терминала введен в строй в 2009 году, второй пусковой комплекс открылся в 2012 году.
Аэродромный комплекс
- Выполнены работы по Реконструкция и удлинение на 500 м ВПП-1, установка нового светотехнического и навигационного оборудования и сертификация по III категории ICAO. Новая ВПП-1 способна обеспечить выполнение взлетно-посадочных операций всех типов воздушных судов без ограничений.
- Установлена новая система ближней навигации DVOR/DME.
- Завершено строительство скоростных рулежных дорожек.
- Заканчивается реконструкция перрона и строительство дополнительных мест стоянок для воздушных судов.
- Завершается строительство централизованной заправочной системы, оборудованной 35 заправочными гидрантами.
- Завершается строительство производственно-технической зоны, где будут размещаться различные службы обеспечения аэропортовой деятельности: аэродромная служба, служба связи, служба электротехнического обеспечения полетов (ЭСТОП) и метрологическая служба.
Аэровокзальный комплекс
В июле 2010 года начался ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса нового пассажирского терминала А аэропорта Внуково — открыта зона прилета внутренних рейсов. В августе новый терминал приступил к обслуживанию пассажиров вылетающих внутрироссийских рейсов. После завершения административных процедур, связанных с организацией работы пограничной и таможенных служб, начнется эксплуатация зоны международных рейсов, что станет финальной точкой в запуске первого пускового комплекса терминала А.
Даже в самый разгар кризиса не прекращалось строительство нового терминала А общей площадью 270 тыс. кв. м.
По своим инженерно-техническим и конструктивным особенностям новый терминал является уникальным и в настоящее время наиболее высокотехнологичным аэровокзальным сооружением в нашей стране. Проект отмечен золотой медалью Всемирного салона инноваций, научных исследований и новых технологий «Брюссель – Эврика 2006».
Новый терминал Внуково имеет пять основных уровней, включая один подземный. Он расположен на глубине 8,25 м и совмещен с подземной железнодорожной станцией аэропорта Внуково, которая принимает скоростные комфортабельные поезда, прибывающие с Киевского вокзала.
Значительную площадь терминала занимает посадочная галерея, оборудованная 31 телетрапом. Основное внимание при разработке проекта нового терминала было уделено созданию максимально комфортных условий пребывания и обслуживания пассажиров. Для удобного перемещения по терминалу предусмотрены многочисленные переходы, лифты, эскалаторы, травалаторы, контролируемые входы в здание аэровокзала на каждом из пяти основных уровней. Вдоль фасада терминала для удобного подъезда возведена двухуровневая автотранспортная эстакада, которая позволит развести транспортные потоки прибывающих и отбывающих пассажиров. Эстакада общей протяженностью около 2,5 км сливается с транспортными магистралями, соединяющими Боровское и Киевское шоссе.
Развитие IT-технологий в аэропорту Внуково
В соответствии со стратегическим планом развития информационных технологий реализован ряд крупных ИТ-проектов:
- расширена возможность самостоятельной регистрации пассажиров в том числе: Web-Check-in — удаленно через сеть Интернет; Mobile Check-in — с мобильного телефона;
- внедрены в эксплуатацию киоски самообслуживания пассажиров по регистрации;
- произведено обновление и замена оборудования печати багажных бирок и гейтридеров для поддержки печати 2D кода на посадочных талонах в соответствии с рекомендациями IATA и установленному сроку перехода на 2D код;
- начата эксплуатация автоматизированной системы обработки багажа, которая значительно ускоряет и оптимизирует процесс его обработки, позволяет в любой момент получать информацию о текущем статусе данного процесса;
- введена 100 % реконциляция багажа, позволяющуя осуществлять загрузку, сверку, отслеживание багажа и управление всеми операциями, связанными с багажом.
- завершены работы по созданию дублирующего Центра Обработки Данных (ЦОД) с полным резервированием ИТ систем и сервисов, выполненный по IV классу отказоустойчивости. В первую очередь решена задача обеспечения надежности и доступности производственных систем, задействованных в обслуживании пассажиров и выпуске рейсов авиакомпаний;
- введена в эксплуатацию система видеонаблюдения для пассажиров в залах выдачи багажа для повышения лояльности пассажиров и исключения инцидентов при обработке багажа и контроля за его выдачей;
- введена в эксплуатацию новая версия официального сайта аэропорта Внуково (http://www.vnukovo.ru/). Новый сайт обеспечил простой и удобный доступ к информации для всех групп целевой аудитории, в первую очередь – для пассажиров. Вместе с тем, сайт предоставляет возможность информировать потенциальных партнеров обо всех своих услугах. Следует отметить о наличии специальной версии сайта для пассажиров с ограниченными возможностями – контрастная версия с возможностью регулировки размера шрифта, а также информация о специальных услугах в аэропорту;
- завершены работы по интеграции Контакт-Центра во вновь введенную в эксплуатацию единую комплексную систему управления аэропортом GroundStar, что позволило вывести обслуживание клиентов аэропорта на новый качественный уровень;
- завершено проектирование контента системы аналитической отчетности и прогнозирования, в ходе которого, выполнено определение и описание параметров ключевых показателей, подготовлен перечень формируемых аналитических отчетов;
- организован и проведен Международный Форум "ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» при поддержке компаний INFORM GmbH (Германия) и SAP (Россия и СНГ). Целью форума было знакомство с новейшими ИТ-решениями для аэропортов и авиакомпаний, обмен опытом в области последних тенденций развития технологий обслуживания пассажиров и наземного обслуживания воздушных судов, а так же систем управления аэропортами и авиакомпаниями, реализации проектов внедрения ERP-систем;
- в рамках развития проекта совместного принятия решений при работе с рейсами суточного плана полетов, сотрудникам отдела специальных таможенных процедур Внуковской таможни установлены рабочие места INFORM GS и предоставлена возможность внесения в FIP INFORM GS разрешений на вылет рейса от ФТС России;
- выполнена полная замена устаревших информационных LCD дисплеев на современные табло типа LED с пониженным энергопотреблением и интегрированным легкосъемным компьютерным блоком;
- с целью повышения качества обслуживания пассажиров, повышения лояльности и создания положительного имиджа аэропорта в 2014г был разработан и запущен в информационных киосках прототип системы опроса пассажиров о качестве сервисов в Аэропорту Внуково. Приложение позволяет получить объективные данные от пассажиров о процессах их обслуживания, и принять необходимые меры посредством краткого опроса по качеству предоставляемых услуг и оценки работы служб аэропорта и его партнеров в различных зонах аэропорта по различным сервисам;
- завершен переход системы SAP ERP с версии 5.0 на версию 6.06. Обновление версии системы позволило не только включить в объем используемой функциональности все новые возможности, доступные в новой версии, но и отказаться от ряда собственных нестандартных разработок;
- введен в эксплуатацию аппаратно-программный комплекс автоматизированной системы оповещения АСО «Рубин» для оповещения руководящего состава аэропорта по сигналам ГОиЧС «объявлен сбор» и на период ввода мобилизационных мероприятий;
- внедрены различные сервисы для информирования пассажиров в реальном времени о статусе рейса, времени ожидания, багаже: от системы информирования при помощи мониторов в самих терминалах аэропорта, до СМС и электронных почтовых уведомлений и рассылок.
В процессе реализации находятся следующие проекты:
- установка киосков WorldTracer (автоматизированная услуга по поиску потерянного и неправильно обработанного багажа на основе единой базы данных);
- проведено тестирование и готов к реализации проект распознавания и синтеза речи;
- реализован проект транкинговой связи.
- завершается оборудование всей техники работающей на перроне средствами глобального позиционирования ГЛОНАСС.
- развитие системы позиционирования и предупреждения инцидентов с участием спецтехники и воздушных судов на перроне Внуково - CrossPoint, которая обеспечивает соблюдения правил, норм и стандартов в области безопасности на перроне;
- завершение проекта внедрения Автоматизированной Системы Расчетов, предназначенной для автоматизации бизнес-процессов по расчётам с абонентами и пользователями услуг связи за любые виды оказываемых услуг, предоставляемые аэропортом Внуково как оператором связи. Модернизация направлена на оптимизацию производственно-экономических показателей и повышения качества обслуживания абонентов и пользователей услуг связи. В рамках модернизации реализованы следующие задачи:
- Тарификация оказываемых услуг, ведение справочника тарифов;
- Ведение базы данных абонентов
- Управление лицевыми счетами абонентов
- Расчёт и начисление платежей с учётом количества и характера услуг
- Автоматизированный прием и обработка платежей
- Учёт расчётов со сторонними операторами связи
- Работа с должниками
- Формирование отчётности
- Предоставление информации по оказываемым услугам
- Интеграция с сиcтемой ФХД SAP;
- аэропорт Внуково полностью поддерживает и внедряет программно-аппаратные средства, реализующие инициативы IАТА по внедрению технологий Simplifying the Business, позволяющих сокращать издержки при авиаперевозках.
В целях упрощения прохождения аэропортовых формальностей пассажирами аэропорт предоставляет полный набор услуг самообслуживания, основанный на отраслевых стандартах:- расположено более 26 киосков саморегистрации
- установлено 5-ть единиц комплексов Reprint - устройства печати посадочных талонов для пассажиров с мобильной регистрацией
- установлено более 20-ти единиц сенсорных информационных киосков для пассажиров.
Система безопасности
В аэропорту Внуково введена в эксплуатацию качественно новая автоматизированная многоуровневая система 100 % досмотра багажа «Вандерлэнд».
Завершено строительство периметрового ограждения аэропорта и внутрипериметровой объездной дороги с искусственным покрытием.
Также введён в эксплуатацию Центр управления авиационной безопасностью (ЦУАБ), расположенный в международной зоне пассажирского терминала А.
В стадии завершения строительство на территории аэропорта основной и стартовых аварийно-спасательных станций СПАСОП, а также строительство учебного полигона для тренировки личного состава СПАСОП в составе третьего пускового комплекса федерального проекта: «Реконструкция и развитие аэропорта Внуково».
Проект новой гостиницы аэропорта
Основной задачей масштабной реконструкции аэропорта является создание максимально комфортной системы обслуживания пассажиров и авиакомпаний. На этом пути строительство новой, современной гостиницы в аэропорту Внуково — важный шаг в развитии аэропортового комплекса, в его превращении в конкурентоспособный авиатранспортный центр международного значения.
Строительство новой четырехзвездочной гостиницы рядом с привокзальной площадью Внуково предусмотрено Концепцией развития аэропорта Внуково, разработанной согласно распоряжению Мэра Москвы от 04.12.2003г. № 427-РМ «О мерах по реконструкции и модернизации аэропорта Внуково». Гостиница Doubletree by Hilton Vnukovo Airport находится на финальной стадии: в настоящий момент осуществляются работы по монтажу оборудования, выполняется монтаж и прокладка инженерии, а также реализуются общестроительные работы. Завершение работ и запуск гостиницы планируется осуществить в 4 квартале 2015 года - 1 квартале 2016 года. Строительство объекта ведется польской компанией Unibep S.A. Общая площадь 12-этажного здания (в том числе подземный этаж) — более 35 тыс. кв. м. В гостинице на 432 номера предусмотрены конференц-залы, два ресторана, магазины, салон красоты, фитнес-центр, бассейн, сауны, подземная автостоянка на 65 машино-мест. Здание будет связано подземным переходом с пассажирским терминалом А и железнодорожной станцией.
В сфере гостиничного бизнеса существует большое количество групп потребителей, которые отличаются друг от друга предпочтениями и уровнем дохода. Потенциальные клиенты гостиницы в аэропорту имеют свои особенности, и проект новой гостиницы разработан таким образом, чтобы удовлетворить все их требования. К основным потребителям относятся:
- индивидуальные и групповые туристы;
- экипажи воздушных судов, персонал авиакомпаний, сотрудники аэропорта;
- пассажиры задержанных рейсов;
- компании, проводящие конференции, семинары, банкеты;
- гости компаний, арендующих площади на территории аэропорта или расположенных в Западном административном округе столицы и другие.
- Каждая категория гостей предъявляет свои требования к гостинице. Например, многие иностранные авиакомпании выбирают для проживания гостиницы не ниже 4*, предусматривая номера разных категорий для летного состава и обслуживающего персонала. Это могут быть номера повышенной комфортности или стандартные одноместные номера для летного состава и стандартные двухместные номера для обслуживающего персонала.
Индивидуальные туристы (как правило, из регионов, не имеющих прямого воздушного сообщения с зарубежными странами), например семьи с детьми вылетающие на отдых, обычно, размещаются в стандартных номерах с дополнительной кроватью для детей. Возможны запросы на номера повышенной комфортности.
Для групп туристов должны быть предусмотрены номера с двумя раздельными кроватями. Это обусловлено либо разнополым составом групп, либо национальными традициями (например, японцы даже для супружеских пар всегда бронируют номера с двумя раздельными кроватями).
Корпоративные клиенты бронируют для своих сотрудников номера разной категории в зависимости от занимаемого положения сотрудника, но, как правило, это стандартные номера, что обусловлено бюджетом компании, выделяемым на поездки. Для проведения конференций с проживанием требуются в основном стандартные номера, как с одноместным, так и с двухместным размещением.
Проект новой гостиницы учитывает вышеперечисленные требования, и будет максимально удовлетворять всем остальным требованиям, возникающим в процессе обслуживания авиапассажиров внутренних и международных авиарейсов.